Как происходит ремонт по ОСАГО после ДТП

Обязательное страхование гражданской ответственности водителей не ставит задачей компенсировать вред в полном объеме, а лишь направлен на некоторое покрытие расходов, связанных с восстановлением машины до аварии.

После ДТП собственнику необходимо подумать в каком виде он получит компенсацию причинённого вреда. С 2017 г. приоритетный способ возмещения — проведение восстановительного ремонта автомобиля. В исключительных случаях, указанных в пункте 16.1 статьи 12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», возможна только денежная выплата.

Формы возмещения, предусмотренные законодателем:

  1. Компенсация в денежном эквиваленте.
  2. Натуральная форма — ремонт авто по ОСАГО.

Как формируется размер компенсационной выплаты

После осмотра машины потерпевшего повреждения квалифицируются и оцениваются с применением Единой методики расчета. Этот документ обязателен для оценки размера ущерба. Актуальная редакция руководящего документа — положение №755-П от 04.03.2021 г.

Цены элементов автомобиля, подлежащих замене, определяются на дату аварии, также учитывается регион производства ремонтных работ. Страховая обязана оплатить полную стоимость ремонта машины по ОСАГО, рассчитанную по Единой методике.

При выборе компенсационной выплаты в денежном эквиваленте учитывается еще износ транспортного средства. Его предел составит 50%.

С начала года цены на запасные части подорожали, а Единая методика для расчёта не поменялась. Разрыв между рыночной ценой и той, что указана в руководящем документе стала еще больше. В связи с этим вероятность столкнуться с нехваткой денежных средств на ремонт стала еще больше. Расчет по Единой методике не покрывает расходы на ремонт в полном объеме. Но эту разницу можно взыскать с виновника аварии. И чем меньше будет размер, тем проще будет получить деньги.

Преимущества ремонта по ОСАГО

  1. В натуральной форме удастся получить наибольший размер компенсации, по Единой методике и без учета износа.
  2. Разница между ремонтом, оплаченным страховой компанией и доплатой потерпевшего в разы меньше, а значит ее гораздо проще взыскать с виновника аварии.
  3. Минимальные гарантийные обязательства на работы — от 6 месяцев. Если кузовные или лакокрасочные, то 12 месяцев.
    В случае обнаружения недостатков проведенного ремонта авто после ДТП по ОСАГО потерпевший предъявляет претензию не сервису, а непосредственно страховой компании.

Порядок взаимодействия со страховой компаний для получения максимального размера возмещения

Чтобы не остаться с суммой компенсации, которая окажется минимум в два раза меньше того, что положено потерпевшему, лучше выбрать натуральный способ возмещения, а не деньги:

  1. Обратиться к страховщику и предоставить машину для осмотра экспертом.
    Срок осмотра автомобиля после ДТП страховой компанией в рамках ОСАГО составляет 5 дней. Осматривать машину лучше в светлое время суток и с участием специалиста сервиса. Это нужно чтобы повреждения были видны, а те, что скрыты, стали доступны после того, как специалист сервисного центра снимет внешние элементы автомобиля. Так в отчет эксперта будут включены и скрытые повреждения.
  2. При обращении в страховую компанию в заявлении необходимо указать о согласии только на натуральную форму возмещения.
  3. После обращения у страховщика есть 20 календарных дней для выдачи направления на ремонт по ОСАГО.
    Тут компания может прибегнуть к другой уловке, сообщить, что нет сервисов, отвечающих требованиям закона об ОСАГО и СК готова оперативно перечислить денег. С этой целью просят предоставить банковские реквизиты.
    Еще один вариант — средств, рассчитанных по Единой методике, не хватает.
  4. Обратиться к страховщику письменно и рассказать о согласии на ремонт в СТОА, не отвечающем требованиям закона об ОСАГО, либо о согласии доплатить недостающую часть расходов. И только если никакой вариант не может быть исполнен страховщиком, то можно соглашаться на получение денежного эквивалента без учета износа.
  5. Если компания упорствует, стоит обратится к финансовому уполномоченному. Либо через сайт, размещенный в интернете, либо почтовым отправлением. Во втором случае срок рассмотрения увеличится с 15 до 30 дней. Нет необходимости проводить экспертизу перед отправкой претензии к финомбудсмену. Он сделает это самостоятельно и за свой счет. Рассмотрение обращения для гражданина бесплатно.
    При обращении к финомбудсмену можно выдвинуть требование об обязательстве страховой компании произвести ремонт либо выплатить денежный эквивалент без учета износа.
  6. Далее — в суд. Но до заключительного этапа доходят единицы. На стадии обжалования противоречащих закону действий компании финансовому уполномоченному решается 80 % споров.

Если установленный законом 20-дневный срок выдачи направления на ремонт нарушен страховой компанией, то помимо основной суммы ущерба подлежит оплате штраф, неустойка в размере 0,5% за каждый день просрочки и компенсация морального вреда. Эта сумма может быть сопоставима с основным платежом.

Судебная практика рассмотрения вопроса

19 января 2021 года было вынесено знаковое определение Верховного суда РФ, которое рассматривается как руководящее положение для нижестоящих судов.

Если изначально потерпевший обращается в адрес страховой компании с требованием произвести ремонт транспортного средства, а в итоге получает отказ по тем или иным причинам, то действия СК следует рассматривать как недобросовестные. Эта трактовка предполагает применение пункта 1 статьи 393 ГК РФ: помимо суммы ущерба недобросовестная сторона обязана оплатить убытки в полном размере, а именно штрафные санкции, неустойку и сумму морального вреда.

Самостоятельный расчет величины ущерба

Итоговая сумма складывается из затрат на оплату труда специалиста СТОА, на приобретение элементов, подлежащих замене и расходные материалы. Для расчета ремонта машины по ОСАГО перейдете на сайт российского общества страховщиков во вкладку «Проверка средней стоимости запасных частей, нормочасов и материалов».

Заполните форму, указав дату и место аварии, марку транспорта и номер запасной части. Нажмите «Отправить запрос» и увидите на экране сведения о стоимости.

За один раз возможно проверить три элемента.

Форма расчета запчастей

Выбор сервиса

Информация об аккредитованных СТОА размещается на сайте страховой компании. Дополнительно указывается информация о марках автомобилей, которые ремонтируются сервисом, о сроках ремонта и адресах обслуживания клиентов. Пострадавший выбирает из указанного перечня.
При отсутствии перечня, информация запрашивается у СК в письменной форме, указав на то, что в нарушение требований закона такая информация не размещена на официальном ресурсе компании.

Если СТОА не выбрана потерпевшим в рамках ОСАГО, то страховщик определяет станцию по своему усмотрению.

При отсутствии в перечне СТОА, который занимается ремонтом конкретной марки, потерпевший предлагает вариант сервиса, согласовывает с СК и ремонтирует там.

Автомобили младше 2-х лет подлежат ремонту исключительно в дилерских центрах. Если организация ремонта у дилера по ОСАГО невозможна по словам страховой компании, то следует взять подробные данные официального центра ремонта и в письменной форме потребовать исполнение страховщиком возложенной на него обязанности по организации ремонта у дилера. Не соглашайтесь на денежную компенсацию или направление в неофициальный сервис.

Так как по закону СК обязана направить на ремонт в официальный дилерский центр только гарантийные автомобили со дня производства которых прошло не более 2-х лет. Автомобили, которые старше этого возраста, СК имеет право не направлять на ремонт к дилеру. Не учитывается и то обстоятельство, что гарантийный срок на машину может превышать два года.

Ремонт автомобиля по ОСАГО

С момента передачи автомобиля в сервис и до выдачи отремонтированного транспортного средства владельцу должно пройти не больше 30 дней. При нарушении срока собственнику полагается неустойка. Больше дней просрочки — больше сумма компенсации за нее.

Некачественный ремонт

При обнаружении недостатков работ — фиксируйте их и обращайтесь с претензией к страховой компании. Такой порядок обусловлен отсутствием договорных отношений между потерпевшим и СТОА. Аналогичное правило действует и в отношении скрытых дефектов, которые удается выявить только в процессе эксплуатации.

Варианты решения вопроса:

  1. Экспертиза, ремонт в другом сервисе и обращение к страховой компании с требованием компенсации затрат.
  2. Выдвигается требование об устранении недостатков ремонта. При наличии спора проводится дополнительная экспертиза.

При выборе между денежной выплатой или натуральным возмещением лучше выбрать второй вариант. Он приведет к получению наибольшей выгоды от восстановительного ремонта. Сумма выплаты будет снижена минимум в два раза от размера оплаты ремонта страховщиком в сервисе. Поэтому денежный эквивалент предпочитают страховые компании и готовы выплатить эти суммы оперативно.

Резюме:
  1. Ремонт машины после ДТП по ОСАГО менее выгоден страховой компании, это увеличивает расходы на выплаты, поэтому она прибегает к различного рода уловкам.
  2. Восстановительный ремонт автомобиля по ОСАГО подразумевает, что разница между рыночными ценами и компенсационным объемом минимальна. Вероятность взыскания с виновника увеличивается.
  3. Для выдачи направления в СТОА в страховании ОСАГО установлены временные рамки — 20 дней, для ремонта — 30 дней. Нарушение грозит неустойкой и штрафными санкциями.
  4. На ремонтные работы устанавливаются гарантийные сроки от 6 до 12 месяцев.
  5. За некачественные работы ответственность перед потерпевшим несет страховщик.

РСА
Добавить комментарий