Иногда в АИС РСА неверно отображаются сведения о страхователе или водителях, внесенных в полис. Это может привести к увеличению стоимости автостраховки. Чтобы исправить ситуацию, не остается ничего иного как изменить данные в базе РСА.
В статье рассмотрены причины необходимости корректировки данных РСА, правила и порядок действий для редактирования АИС РСА, возможности для редактирования информации в режиме онлайн.
Содержание
Причины внесения изменений в данные РСА
Существуют правовые ситуации, когда страхователь обязан уведомить страховщика об изменении ранее переданных сведений в рамках заключения страховых соглашений при оформлении полиса ОСАГО в соответствии с п. 8 ст. 15 40-ФЗ. Это касается изменения следующих данных:
- паспортных;
- персональных;
- регистрационных в отношении ТС или места проживания;
- серий/номеров документов — СТС/ПТС;
- в/у (когда человек поменял права).
Страховщик уведомляется о произошедших изменениях незамедлительно. Последний передает сведения в АИС РСА в пределах 5 рабочих суток.
Также есть причины, по которым корректировка АИС РСА происходит в заявительном порядке:
- Опечатки со стороны работников страховой организации при вводе персональных сведений водителей или собственника ТС.
- Не передача сведений о застрахованном в РСА страховщиком.
- Технические сбои системы, приведшие к утрате данных.
- Учетные сложности, вызвавшие ошибочность расчетов.
- Неверно указанная виновность водителя в ДТП.
Порядок действий для внесения изменений
Корректировка содержания АИС РСА происходит напрямую через страховщиков, поскольку именно они правомочны вносить туда сведения и изменять или удалять их. Некоторые предпочитают направлять заявления через официальный сайт РСА. В этом случае Российский Союз Автостраховщиков рассматривает поступившие на недобросовестных страховщиков жалобы.
И, наконец, крайний вариант — обращение в Центробанк. К такой мере прибегают, когда получен отказ страховой компании. В любом случае начинать действовать, чтобы внести изменения в РСА лучше со страховщика, поскольку обжалование допустимо только при документальном подтвержденном обращении в страховую компанию и получении отказа либо бездействии страховщика.
Через страховую компанию
Самый действенный и быстрый способ обращения — напрямую в страховую организацию. В большинстве случаев у страховщиков есть специальные бланки, типовые формы для подобных заявлений. Их можно найти на сайте компаний или при личном посещении в офисе. В заявке указываются данные, которые надлежит откорректировать с обоснованием причин. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие произошедшие изменения.
Заявку можно направить через личный аккаунт на сайте страховщика, когда речь идет о е-ОСАГО, либо при личном посещении, если на руках бумажный вариант полиса.
Через союз автостраховщиков
РСА не уполномочен редактировать АИС. Это делают только страховщики. Однако союз выступает посредником между последними и страхователями, а также защищает интересы застрахованных. На официальном сайте РСА есть специальная онлайн-форма для обратной связи, посредством которой может подаваться обращение, если, к примеру, страховые компании игнорируют просьбы застрахованных. К жалобе прикрепляются документы, свидетельствующие об обращении в страховую компанию и об ответах оттуда, если таковые имеются.
Стандартный период рассмотрения — 30 суток. Если требуется дополнительная проверка, то срок продлевается до 60 дней.
Также РСА перенаправляет страховщикам поступившие туда заявления, адресованные страховым компаниям. В этом случае ответ придет из страховой организации, а при его отсутствии допустимо обжалование бездействия в РСА или Центробанке.
Через обращение в Центробанк
ЦБ также не вносит самостоятельно изменения в АИС РСА. Обращаются в Центробанк тоже в случае неправомерного отказа или бездействия страховой компании по заявлению страхователя, а также если РСА не рассмотрел обращение в отведенные законом сроки. Регулятор рассмотрит жалобу, и если доводы будут признаны обоснованными, то обяжет страховую организацию осуществить необходимые действия.
На сайте ЦБ также есть онлайн-сервис «Электронная приемная», через которую дистанционно подается жалоба. Ответ придет на указанный e-mail.
Правила оформления обращения
Заявление подается в письменной форме по типовому образцу или через готовую онлайн-форму. В заявке указываются:
- Адресат.
- Адресант.
- Информация, подлежащая изменению (просьба изменить данные в базе РСА). Указывается, что именно надо заменить, изменить, какие требуется вносить поправки.
- Обоснование корректировки (например, заявитель заменил водительские права).
- Перечень прилагаемых документов.
- Дата.
- Личная подпись.
Если бланк заполняется вручную, то лучше это делать печатными буквами, шариковой ручкой, чтобы содержание было максимально разборчиво. Составляется в двух идентичных экземплярах, один из которых передается руководителю или компетентному должностному лицу страховой компании с проставлением отметок о получении на втором. Заверяется подписью и печатью предприятия. Если заявка отправляется почтой, то потребуется заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложения.
Порядок подачи обращения зависит от формата полиса и стадии рассмотрения вопроса.
Как восстановить КБМ онлайн
Изменить некорректно введенные сведения в РСА, включая коэффициент «бонус-малус» можно напрямую через страховую организацию или с помощью посреднических услуг, специализированных компаний. Для этого у последних имеются специальные интернет-сервисы, где можно изменить данные в РСА в режиме онлайн. Применимый к ситуации алгоритм действий следующий:
- узнать актуальный КБМ;
- если параметр не соответствует действительности и бонус-малус увеличился неправомерно, то перейти к услугам по корректировке;
- подать онлайн-заявку на внесение изменений;
- оплатить выставленный счет;
- получить уведомление о результатах работы посредников на электронную почту (на это уходит до 7 суток);
- перепроверить КБМ по АИС РСА;
- если показатель не изменился — получить деньги обратно.
- При изменении персональных, паспортных, регистрационных данных застрахованного или водителей, внесенных в полис ОСАГО, необходимо сразу же уведомить об этом страховую компанию для корректировки сведений в АИС РСА.
- Корректировка данных в РСА происходит через страховщиков, а в случае их игнорирования посредством обращения в РСА или Центробанк.
- Существуют специализированные организации, предоставляющие посреднические услуги по корректировке сведений в АИС РСА в режиме онлайн.