Правила обязательного страхования владельцев транспортных средств

Действующие в 2022 г. Правила для ОСАГО разработаны Центробанком и опубликованы в 2014 г. в виде Положения. Этот НПА детализирует ФЗ №40-ФЗ и подробно регламентирует правоотношения по автострахованию.

Порядок заключения соглашения ОСАГО

Правила ОСАГО гласят, что соглашение заключают на 1 год, кроме случаев, предусмотренных №40-ФЗ. Оно заключается в отношении автовладельца, граждан, упомянутых им в договоре, или касательно открытого перечня лиц, допускаемых к вождению автомобиля по условиям страхования ОСАГО, а также людей, законно эксплуатирующих ТС.

Заключение договора ОСАГО происходит посредством передачи застрахованному бумажного полиса или оформления электронного варианта.

Бланк ОСАГО

Внесение изменений

Правила страхования автомобилей регламентируют, что при подаче застрахованным заявки об изменении ранее поданной заявки по ОСАГО, компания правомочна требовать оплатить новую сумму пропорционально возрастанию уровня риска по страховым тарифам, действовавшим в момент внесения дополнительных платежей, и при оплате обязуется отредактировать документ.

Изменения в страховке фиксируют, записывая это в разделе «Особые отметки», внося дату и время редактирования и заверяя редакцию подписью полномочного лица и штампом страховщика или выдав обновленный полис в пределах 2 рабочих дней с момента возврата застрахованным выданного раньше полиса. Новую версию страховки по выбору застрахованного вносят в электронном формате или переоформляя ее на бумаге.

Предприятие передает в АИС отредактированные сведения не позже 5 рабочих дней с момента редактирования.

Продление полиса

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств говорят, что продление соглашения происходит по окончании периода его действия посредством заключения со страховым предприятием, с которым был заключен предыдущий договор, соглашения на новый период. В целях продления подается новое заявление с приложением соответствующей документации.

Досрочное расторжение соглашения

По правилам оформления ОСАГО соглашение прекращается досрочно при следующих обстоятельствах:

  • гибель физлица — страхующего или собственника;
  • ликвидация юрлица — страхующего;
  • ликвидация страховщика;
  •  уничтожение машины, вписанной в страховку;
  •  другие законодательно оговоренные случаи.

Страхующий правомочен прекратить соглашение досрочно в таких ситуациях:

  • отзыв у страховой организации лицензии;
  • изменение собственника авто;
  • другие законодательно оговоренные случаи.

Страховое предприятие уполномочено прекратить соглашение преждевременно при:

  1. Обнаружении подложных или недостаточных сведений, предоставленных застрахованным при заключении соглашения, с весомым статусом для выяснения уровня страхового риска.
  2. Других законодательно оговоренных случаях.

Процедура оплаты

Страховую премию рассчитывает предприятие по тарифам ЦБ.

Динамика страховых тарифов в пределах периода действительности соглашения не повлечет изменения суммы, внесенной застрахованным по актуальным на момент оплаты страховым тарифам. Если по Правилам застрахованный обязуется перевести еще деньги пропорционально возрастанию уровню риска, размер оплачиваемой суммы определяют по действующим на момент ее оплаты страховым тарифам.

Расчет страховой премии осуществляет предприятие по сведениям, обозначенным автовладельцем в письменной заявке, информации, хранящейся в АИС ОСАГО.

При редактировании содержания соглашения в пределах периода его действия страховая премия меняется после начала действия соглашения в большую или меньшую сторону зависимо от изменившихся сведений, переданных застрахованным страховщику, влияющих на уровень страхового риска.

Автовладелец имеет право затребовать от предприятия письменно рассчитать будущую страховую премию. Последнее обязуется предоставить расчетный акт в течение 3 рабочих дней с момента получения такого запроса.

Страховая премия оплачивается единоразово автовладельцем при заключении соглашения наличными или безналично.

Действия лиц при автостраховании

При аварии водители выполняют обязательства по ПДД:

  • минимизируют ущерб;
  • записывают Ф.И.О. и контакты свидетелей;
  • указывают их в извещении о ДТП;
  • оформляют документацию о происшествии.

Участвующий в ДТП обязан сообщить остальным сведения о страховом соглашении, включая персональный номер, название, координаты фирмы.

Участвующие в аварии уведомляют организации о произошедшем страховом событии по Правилам.

При протоколировании аварии без ГИБДД водители составляют извещение о ДТП на бумаге или в электронном формате.

Для уяснения факторов причинения вреда и объема компенсации ввиду имущественного ущерба проводят независимую техэкспертизу, экспертное исследование — оценку. По требованию страховой автовладельцы обязаны предоставить ТС для осмотра, независимой техэкспертизы в пределах 5 рабочих дней с момента получения запроса, если нет договоренности о другом сроке.

Процедура выяснения ущерба и компенсации причиненного пострадавшему вреда

Для компенсации ввиду физического вреда к заявке прилагают:

  1. Акты медучреждения с фиксацией травматизма, диагностики и длительности нетрудоспособности.
  2. Заключение СМЭ о процентах потери трудоспособности, если ее нет — о процентах потери общей трудоспособности.
  3. Справка об инвалидности.
  4. Справка скорой помощи об оказанной медпомощи на месте аварии.

При компенсации потерянного дохода из-за страхового события, влекущего потерю трудоспособности, если ее нет — влекущего потерю общей трудоспособности, предоставляют:

  • заключение СМЭ о проценте потери трудоспособности, если ее нет — о проценте потери общей трудоспособности;
  • справку о среднемесячном доходе, трудовых и социальных платежах, имевшихся в день получения физического вреда;
  • другие акты, свидетельствующие о доходе, учитываемом при выяснении объема потерянного дохода.

При летальном исходе к выгодополучателям относят лиц, имеющих право по ГК на компенсацию ввиду утраты кормильца.

Если нет таковых на компенсацию претендуют близкие родственники, граждане, у которых пострадавший пребывал на иждивении, если у него не было своего дохода.

Для получения выплат упомянутые граждане, в зависимости от их социального статуса, предоставляют:

  • заявление с перечислением членов семьи почившего, с указанием иждивенцев и людей, правомочных получать от него содержание;
  • копию свидетельства о смерти;
  • брачное свидетельство;
  • метрику;
  • справку об инвалидности;
  • справку из колледжа, вуза о том, что там обучается родственник почившего;
  • заключение (медучреждения, соцобеспечения) о нуждаемости в стороннем уходе;
  • справку соцобеспечения (медучреждения, муниципалитета, ЦЗН), что один из родственников почившего не работает и ухаживает за его близкими.

Выплата при смерти пострадавшего равна 475 000 рублей + 25 000 рублей на погребение.

При имущественном ущербе предоставляют документы:

  • о собственности на испорченное имущество;
  • экспертного исследования об объеме причиненного ущерба;
  • о предоставлении и издержках на эвакуационные, экспертные, депозитарные услуги.

Объем компенсации при имущественном ущербе определяют:

  • при утрате (если ремонт исключен либо его размер равен цене самой вещи или превышает ее на дату инцидента) — в объеме реальной стоимости в день инцидента за вычетом цены пригодных остатков;
  • при порче — в сумме восстановительных издержек.

Разрешение конфликтов, взаимоотношения при выявлении недостатков ремонта

При спорах между пострадавшим, не считающимся потребителем финуслуг, и страховой по выполнению последней обязательств по ОСАГО до подачи соответствующего иска первый отправляет претензию с прилагаемой к ней аргументирующей требования документацией. Она рассматривается в срок, установленный абз. 2 п. 1 ст. 16.1 40-ФЗ.

Обоснования претензии:

  • неисполнение или некачественное выполнение страховой обязательств по соглашению;
  • несогласие пострадавшего с объемом платежей;
  • несоблюдение СТО срока передачи восстановленного ТС;
  • нарушения других обязательств по восстановительному ремонту авто.

К претензии прилагают документацию, подтверждающую обоснованность требований (заключение техэкспертизы, экспертного исследования (оценки)).

Ее текст включает:

  • название адресата;
  • полное название, местонахождение / Ф.И.О., местожительство, почтовый адрес пострадавшего (или иного выгодополучателя) для ответа на претензию;
  • требования с перечислением факторов-обоснований с нормативными ссылками;
  • реквизиты для зачисления денег;
  • Ф.И.О., должность (при отправке юрлицом) подписывающего субъекта, его подпись.

Пострадавший в приложениях предоставляет подлинники или надлежаще удостоверенные копии такой документации:

  • паспорта (удостоверения личности обратившегося);
  • о праве собственности на испорченные вещи;
  • административных материалов;
  • полиса.

Претензия по выбору застрахованного вручается страховщику под роспись или отправляется по его местонахождению почтой заказным отправлением с описанием вложений, или передается иначе (включая цифровой документооборот), со свидетельством о датировании вручения.

По итогам изучения претензии страховая обязана сделать один из следующих шагов:

  • оплатить;
  • отказать в платеже.

Критерии восстановительного ремонта

Правила страхования ОСАГО определяют, что максимальный период восстановительного ремонта (ВР) испорченного ТС — 30 рабочих дней с момента предоставления пострадавшим такого ТС на СТО или передачи его страховой для организации его перемещения к месту проведения ВР.

Дата окончания ВР — дата подписания пострадавшим акта приемки восстановленного ТС, составленного в 3-х экземплярах СТО или страховой при организации перемещения транспортного средства к месту ВР. Один вариант подписанного акта приемки восстановленного ТС передается пострадавшему, по одному — страховой и СТО.

Предельная дистанция по автодорогам общего пользования, по выбору пострадавшего от места ДТП или местожительства пострадавшего до СТО не должна быть свыше 50 км. Исключение — когда страховая организовала или оплатила перевозку испорченного ТС к месту ВР и обратно. Тогда дистанцирование исчисляют до места передачи транспорта страховой.

ВР авто, с производства которого истекло меньше 2 лет, осуществляет СТО — российские юрлицо или ИП, предоставляющие автотранспортный сервис по договору с изготовителями, поставщиками, реализаторами машин конкретных модификаций.

Резюме:
  1. Правила ОСАГО детализируют положения 40-ФЗ и подробно регламентируют правоотношения в сфере автострахования.
  2. Правила ОСАГО определяют ключевые взаимоотношения между субъектами страхования ОСАГО.
  3. Образцы заявлений опубликованы в приложениях к Правилам.

РСА
Добавить комментарий