РСА считается официальным сайтом для восстановления КБМ. Однако это не совсем так. Исправить «бонус-малус» в АИС ОСАГО вправе только страховая компания. Российский Союз Автостраховщиков выступает лишь посредником между страховщиками и страхователями в этом вопросе. Центробанк также не занимается редактированием данных в информационных системах страхования. Поэтому туда целесообразно обращение лишь в целях обжалования бездействия страховой либо РСА.
Содержание
Причины, по которым может быть снижен КБМ
На практике причин уменьшения показателей КБМ достаточно много. Это могут быть объективные и субъективные факторы динамики коэффициента. К первым относятся:
- Временные, системные, программные технические сбои АИС.
- Неумышленное приобретение нелегального полиса.
- Учетные сложности, в том числе из-за приобретения ограниченного по эксплуатационному сезону полиса.
Ко вторым:
- не передача сведений одним из страховщиков;
- ошибка, опечатка, допущенные сотрудником страховой компании;
- совершение виновной аварии в расчетный страховой период;
- ошибочное определение виновника ДТП;
- замена документов без своевременного уведомления об этом страховщика;
- умышленная покупка «липовой» страховки;
- прерывание периода страхования.
Восстановление правильного значения КБМ
На практике россияне применяют различные способы для восстановления КБМ. Люди обращаются в этих целях с заявлениями в страховые организации, РСА, Центробанк или пользуются услугами посредников. Рассмотрим, какой из вариантов является оптимальным.
Через страховую компанию
Восстановить КБМ в базе АИС РСА бесплатно возможно лишь через страховщика. Если обнаружено несоответствие параметров КБМ и при этом нет правовых причин для его снижения, первое, что необходимо сделать — написать заявление в страховую компанию. Именно страховщики правомочны редактировать АИС и исправлять некорректные сведения.
Заявление передается лично или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении и почтовой описью вложений.
Через РСА
Некоторые обращаются сразу в РСА, но организация перенаправит заявку в страховую, поэтому такой шаг — лишняя трата времени. Однако если время — несущественный фактор, то такой вариант тоже уместен. Подача заявления в РСА на восстановление КБМ не прагматична, поскольку восстановление КБМ по факту в РСА не производится.
Целесообразней жаловаться в РСА на бездействие страховщиков и их неправомерные деяния.
Через Центробанк
ЦБ также не имеет никакого отношения к редактированию АИС. Это регулятор и одновременно надзорная инстанция, в которую подают жалобы на противоправные действия и бездействие со стороны страховых компаний и РСА. Поданное не по адресу заявление на изменение КБМ будет перенаправлено непосредственному адресату.
Подать жалобу можно через электронную приемную на сайте ЦБ.
Необходимые документы
Унифицированной формы рассматриваемого заявления нет. У каждой страховой организации есть собственные типовые формы для обращений, в том числе для заявлений об изменении КБМ. Получить их можно на сайте страховщика или в его офисе.
Допускается и подача обращения в произвольной форме. Заявка должна содержать следующую информацию:
- адресат, его адрес, контакты;
- адресант, его адрес;
- серия и номер действующего страхового соглашения;
- VIN авто;
- сведения обо всех вписанных в полис водителях;
- просьба уменьшить КБМ;
- доводы заявителя (причина, по которой он считает действующий показатель КБМ некорректным).
При подаче заявления на исправление КБМ предполагается, что сведения о застрахованном имеются в АИС, поэтому большого пакета документов здесь не требуется. К заявлению прилагается только документация, подтверждающая доводы заявителя. Это могут быть, например, заверенные копии документов с правильными персональными данными, если они были внесены в АИС неверно. Когда речь идет о неверном определении виновника ДТП, потребуется соответствующий акт из правоохранительных органов, опровергающий информацию из АИС. Соответственно, общего списка приложений нет. Он будет в каждом конкретном случае персональным.
Жалоба в РСА
Обращение в РСА направляют по поводу несогласия с бездействием или действием страховой компании относительно поданного туда просьбы исправить КБМ. Образец есть на официальном сайте РСА. В таком заявлении указывают:
- дату рождения, паспортные данные заявителя;
- № и дату обращения в страховую;
- реквизиты в/у водителя;
- номер действующего и предыдущего полисов,
- основания несогласия с применяемым КБМ (почему его надо поменять).
Сроки рассмотрения жалобы
Общий период рассмотрения заявки страховщиком в порядке претензионного урегулирования конфликта — 10 суток. Если по истечении упомянутого времени страховая компания не ответила, то это повод для подачи жалобы. При обжаловании в РСА или ЦБ срок увеличивается до 30 суток и может быть продлен при необходимости дополнительной проверки до 60 дней.
Когда необходимо обращаться в суд
Обращаться в судебную инстанцию по восстановлению КБМ допускается, когда претензионный порядок разрешения спора не принес ожидаемого результата: не получилось исправить через страховщика КБМ в базе РСА. Подавали ли жалобу в РСА по КБМ в данном случае не имеет значения. Это допустимо делать параллельно.
Однако если нет правовых оснований для корректировки КБМ и соответствующих документальных подтверждений, чтобы снизить показатель — обращаться в суд бессмысленно. Личное убеждение к таковым не относится. В связи с чем, рекомендуется предварительно проконсультироваться с юристом или независимым специалистом в сфере страхования.
Также в судебном порядке допускается оспорить действия РСА и ЦБ.
Возврат переплаты по КБМ
Если факт некорректного ввода КБМ был юридически подтвержден, например, произошло восстановление КБМ через базу РСА), то страхователь вправе обратиться к страховщику, который рассчитывал стоимость полиса по неправильному «бонус-малусу», с заявлением о перерасчете и возврате разницы. По действующему договору сделать это несложно. А вот взыскания по предыдущим соглашениям проблематичны, поскольку в прошедшие периоды действовал другой показатель КБМ и необходимо предоставить доказательства с подтверждением наличия соответствующего коэффициента в спорный промежуток времени.
Для этого придется изучить всю страховую историю и иметь документальные доказательства для размера КБМ по каждому ее году. Понадобится запросить отчет в БКИ и делать самостоятельный пересчет.
Вернуть переплату получится только за последние 3 года.
Онлайн-сервис по восстановлению КБМ
Существуют интернет-ресурсы, предоставляющие посреднические услуги в корректировке КБМ. Для удобства пользователей на их страницах размещены специальные онлайн-сервисы со следующим алгоритмом действий:
- вводится персональная информация для проверки КБМ;
- если обнаружена ошибка — используется услуга корректировки сведений;
- заполняется заявка с просьбой понизить КБМ;
- оплачиваются услуги по выставленному счету;
- ожидаются результаты по замене параметров (сотрудники организации составляют и направляют запрос в РСА), максимальный срок ожидания — 7 дней;
- на электронную почту заявителя направляется уведомление о проделанной работе;
- проверяется обновление КБМ, если изменить его не удалось, деньги возвращаются обратно.
- Восстановить легально КБМ в случае его некорректного внесения в АИС ОСАГО можно только через страховую компанию.
- В РСА и ЦБ обращаются в порядке обжалования бездействия, неправомерных действий страховых организаций.
- Существуют интернет-площадки, оказывающие посреднические услуги в восстановлении КБМ через специальные онлайн-сервисы.
Добрый день. 15.11.21 я получила права, 18.11.21 попала в аварию на каршеринге(чуть чуть притерла машину), в данный момент приобрели машину и все страховые насчитывают 66 тысяч страховку , так как кбм выдает 2.25, почему он максимальный при одном дтп.?