Восстановить КБМ

РСА считается официальным сайтом для восстановления КБМ. Однако это не совсем так. Исправить «бонус-малус» в АИС ОСАГО вправе только страховая компания. Российский Союз Автостраховщиков выступает лишь посредником между страховщиками и страхователями в этом вопросе. Центробанк также не занимается редактированием данных в информационных системах страхования. Поэтому туда целесообразно обращение лишь в целях обжалования бездействия страховой либо РСА.

Причины, по которым может быть снижен КБМ

На практике причин уменьшения показателей КБМ достаточно много. Это могут быть объективные и субъективные факторы динамики коэффициента. К первым относятся:

  1. Временные, системные, программные технические сбои АИС.
  2. Неумышленное приобретение нелегального полиса.
  3. Учетные сложности, в том числе из-за приобретения ограниченного по эксплуатационному сезону полиса.

Ко вторым:

  • не передача сведений одним из страховщиков;
  • ошибка, опечатка, допущенные сотрудником страховой компании;
  • совершение виновной аварии в расчетный страховой период;
  • ошибочное определение виновника ДТП;
  • замена документов без своевременного уведомления об этом страховщика;
  • умышленная покупка «липовой» страховки;
  • прерывание периода страхования.

Восстановление правильного значения КБМ

На практике россияне применяют различные способы для восстановления КБМ. Люди обращаются в этих целях с заявлениями в страховые организации, РСА, Центробанк или пользуются услугами посредников. Рассмотрим, какой из вариантов является оптимальным.

Через страховую компанию

Восстановить КБМ в базе АИС РСА бесплатно возможно лишь через страховщика. Если обнаружено несоответствие параметров КБМ и при этом нет правовых причин для его снижения, первое, что необходимо сделать — написать заявление в страховую компанию. Именно страховщики правомочны редактировать АИС и исправлять некорректные сведения.

Заявление передается лично или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении и почтовой описью вложений.

Через РСА

Некоторые обращаются сразу в РСА, но организация перенаправит заявку в страховую, поэтому такой шаг — лишняя трата времени. Однако если время — несущественный фактор, то такой вариант тоже уместен. Подача заявления в РСА на восстановление КБМ не прагматична, поскольку восстановление КБМ по факту в РСА не производится.

Целесообразней жаловаться в РСА на бездействие страховщиков и их неправомерные деяния.

Через Центробанк

ЦБ также не имеет никакого отношения к редактированию АИС. Это регулятор и одновременно надзорная инстанция, в которую подают жалобы на противоправные действия и бездействие со стороны страховых компаний и РСА. Поданное не по адресу заявление на изменение КБМ будет перенаправлено непосредственному адресату.

Подать жалобу можно через электронную приемную на сайте ЦБ.

Необходимые документы

Унифицированной формы рассматриваемого заявления нет. У каждой страховой организации есть собственные типовые формы для обращений, в том числе для заявлений об изменении КБМ. Получить их можно на сайте страховщика или в его офисе.

Допускается и подача обращения в произвольной форме. Заявка должна содержать следующую информацию:

  • адресат, его адрес, контакты;
  • адресант, его адрес;
  • серия и номер действующего страхового соглашения;
  • VIN авто;
  • сведения обо всех вписанных в полис водителях;
  • просьба уменьшить КБМ;
  • доводы заявителя (причина, по которой он считает действующий показатель КБМ некорректным).

При подаче заявления на исправление КБМ предполагается, что сведения о застрахованном имеются в АИС, поэтому большого пакета документов здесь не требуется. К заявлению прилагается только документация, подтверждающая доводы заявителя. Это могут быть, например, заверенные копии документов с правильными персональными данными, если они были внесены в АИС неверно. Когда речь идет о неверном определении виновника ДТП, потребуется соответствующий акт из правоохранительных органов, опровергающий информацию из АИС. Соответственно, общего списка приложений нет. Он будет в каждом конкретном случае персональным.

Жалоба в РСА

Обращение в РСА направляют по поводу несогласия с бездействием или действием страховой компании относительно поданного туда просьбы исправить КБМ. Образец есть на официальном сайте РСА. В таком заявлении указывают:

  • дату рождения, паспортные данные заявителя;
  • № и дату обращения в страховую;
  • реквизиты в/у водителя;
  • номер действующего и предыдущего полисов,
  • основания несогласия с применяемым КБМ (почему его надо поменять).

Образец жалобы

Сроки рассмотрения жалобы

Общий период рассмотрения заявки страховщиком в порядке претензионного урегулирования конфликта — 10 суток. Если по истечении упомянутого времени страховая компания не ответила, то это повод для подачи жалобы. При обжаловании в РСА или ЦБ срок увеличивается до 30 суток и может быть продлен при необходимости дополнительной проверки до 60 дней.

Когда необходимо обращаться в суд

Обращаться в судебную инстанцию по восстановлению КБМ допускается, когда претензионный порядок разрешения спора не принес ожидаемого результата: не получилось исправить через страховщика КБМ в базе РСА. Подавали ли жалобу в РСА по КБМ в данном случае не имеет значения. Это допустимо делать параллельно.

Однако если нет правовых оснований для корректировки КБМ и соответствующих документальных подтверждений, чтобы снизить показатель — обращаться в суд бессмысленно. Личное убеждение к таковым не относится. В связи с чем, рекомендуется предварительно проконсультироваться с юристом или независимым специалистом в сфере страхования.

Также в судебном порядке допускается оспорить действия РСА и ЦБ.

Возврат переплаты по КБМ

Если факт некорректного ввода КБМ был юридически подтвержден, например, произошло восстановление КБМ через базу РСА), то страхователь вправе обратиться к страховщику, который рассчитывал стоимость полиса по неправильному «бонус-малусу», с заявлением о перерасчете и возврате разницы. По действующему договору сделать это несложно. А вот взыскания по предыдущим соглашениям проблематичны, поскольку в прошедшие периоды действовал другой показатель КБМ и необходимо предоставить доказательства с подтверждением наличия соответствующего коэффициента в спорный промежуток времени.

Для этого придется изучить всю страховую историю и иметь документальные доказательства для размера КБМ по каждому ее году. Понадобится запросить отчет в БКИ и делать самостоятельный пересчет.

Вернуть переплату получится только за последние 3 года.

Онлайн-сервис по восстановлению КБМ

Существуют интернет-ресурсы, предоставляющие посреднические услуги в корректировке КБМ. Для удобства пользователей на их страницах размещены специальные онлайн-сервисы со следующим алгоритмом действий:

  • вводится персональная информация для проверки КБМ;
  • если обнаружена ошибка — используется услуга корректировки сведений;
  • заполняется заявка с просьбой понизить КБМ;
  • оплачиваются услуги по выставленному счету;
  • ожидаются результаты по замене параметров (сотрудники организации составляют и направляют запрос в РСА), максимальный срок ожидания — 7 дней;
  • на электронную почту заявителя направляется уведомление о проделанной работе;
  • проверяется обновление КБМ, если изменить его не удалось, деньги возвращаются обратно.
Резюме:
  1. Восстановить легально КБМ в случае его некорректного внесения в АИС ОСАГО можно только через страховую компанию.
  2. В РСА и ЦБ обращаются в порядке обжалования бездействия, неправомерных действий страховых организаций.
  3. Существуют интернет-площадки, оказывающие посреднические услуги в восстановлении КБМ через специальные онлайн-сервисы.

РСА
Добавить комментарий