Нужна ли страховка на прицеп к легковому автомобилю

Прицеп считается полноценным транспортным средством и поэтому у страхующих свой автомобиль лиц возникает вопрос, как в страховке учесть риски, связанные с его эксплуатацией. Он разъясняется в нормативных актах, в которых определено, в каких случаях конструктивный элемент должен быть учтен в ОСАГО.

Причины споров об автогражданке на прицеп

Несмотря на то, что прицепное устройство идентифицируется как отдельное транспортное средство, в эту категорию его сложно отнести, поскольку самостоятельно устройство не может передвигаться. Это стало причиной сомнений страхователей в том, нужно ли учитывать в автогражданке, что машина будет использоваться с дополнительным конструктивным элементом. Эта тема конкретизируется законом, в котором регламентированы обстоятельства, когда нужен ОСАГО на прицеп.

Как узнать, нужно ли ОСАГО

При возникновении сомнений в том, нужно ли страховать прицеп, следует обратиться в страховую компанию для получения консультации. Должна быть возможность предоставить информацию, по которой определяется необходимость включения в ОСАГО сведений об используемом конструктивном элементе:

  • статус обладателя техники — субъект хозяйственной деятельности или физическое лицо;
  • вид машины;
  • вес техники;
  • тип целевого использования.

Виды машин, с которыми прицепы должны быть вписаны в ОСАГО

В полис не нужно вписывать информацию о том, что машина эксплуатируется с прицепным устройством, если она легковая с базовыми характеристиками и принадлежит частному лицу. Если ее весовые показатели превышены или она находится на балансе субъекта хозяйствования, то ее будет необходимо вписать. В ОСАГО также придется вписать конструктивное устройство, которое крепится к грузовику.

В ФЗ №40 от 25.04.02 г. определено, что граждане могут пользоваться без ограничения машиной с прицепом, а риски гражданской ответственности при этом полностью покрываются стандартным ОСАГО. В ситуации, когда оно все же нужно, полис оформлять отдельно не придется. После уведомления страховой компании о том, что машина будет эксплуатироваться с конструктивным элементом, его представители оформят полис с соответствующей записью в графе «Особые отметки». При оформлении е-ОСАГО она формируется автоматически после заполнения поля запроса информацией о прицепе.

Для легкового автомобиля

Используемые частными лицами прицепы к легковым авто можно не упоминать при покупке ОСАГО при условии, что вес прицепного устройства вместе с транспортным средством не будет превышать 3,5 т. Однако если машина и прицепное устройство принадлежат юридическому лицу или его снаряженная масса превышает регламентируемые отметки, то полис придется покупать.

Для грузовой машины

Владельцы грузового транспорта, эксплуатируемого с прицепом, должны включить запись в ОСАГО о таком формате использования авто. Такие обязательства актуальны для собственников фур, в которых прицеп находится в состыковке с тягачом, а также если у грузовика разрешенная максимальная масса свыше 3,5 тонн. Покупать отдельный полис на прицеп нужно при планировании покидать территорию страны.

Специфика оформления полиса

Если разбираясь, нужно ли страховать прицеп к грузовому автомобилю или к его легковой модификации, выяснилось, что да, то это не значит, что на конструктивное устройство нужно оформлять отдельную страховку.

В полисе просто делается отметка о том, что управление транспортом осуществляется в связке с техникой. В нем не конкретизируются его параметры и характеристики. Поэтому страхователь может менять прицепы, и ему при этом не нужно будет тратить время на внесение изменений в ОСАГО.

Стоимость ОСАГО

Стоимость страхового полиса зависит от факторов, в которых заложены риски страховой компании, связанные с вероятностью наступления страхового случая. До 2020 г. эксплуатация авто с конструктивным элементом увеличивала ее, что учитывалось в поправочном коэффициенте Кпр. Его величина зависела от:

  • вида конструктивного элемента – прицеп, полуприцеп, прицеп-роспуск или прицеп для спецмашин:
  • грузоподъемности прицепа;
  • статуса автовладельца.

В 2020 г. этот коэффициент был отменен.

Пример

Определим цену страховки, приобретаемой в компании, установившей страховую ставку в 3 000 рублей для водителя с шестилетним стажем вождения, которому 34 года. Характеристики машины: 600 л.с., оснащена прицепом, зарегистрирована в Якутске.

Вычисление стоимости проводится по формуле ТБ Х КТ Х КБМ Х КВС Х КО Х КМ Х КС, где:

  • ТБ = 3 000 рублей (регламентировано страховщиком);
  • КТ = 1,16 (авто и прицеп поставлены на учет в Якутске);
  • КВС = 1,04(характеристики водителя, в которых заложены его возраст и стаж);
  • КМ = 1,6 (соответствует мощности);
  • КБМ = 1,17 (соответствует 3 классу, который был присвоен водителю по его навыкам вождения);
  • КО = 1;
  • КС = 1.

Произведем вычисления 3 000 Х 1,16 Х 1,04 Х 1,6 Х 1,17 Х 1 Х 1 = 6 775 рублей.

Надо ли проходить техосмотр на прицеп

Также как и все транспортные средства, прицепное устройство нужно регистрировать. После его покупки вопрос с постановкой на учет должен быть решен в срок 10 дней. В законе предусмотрены обязательства собственника прицепа контролировать его техническое состояние, определяющее безопасность эксплуатации, что проводится в рамках процедуры техосмотра, по итогам которой оформляется диагностическая карта. Они актуальны для физических лиц, эксплуатирующих конструктивные элементы с грузоподъемностью свыше 3,5 т, а также для юридических лиц, являющихся обладателями прицепов и полуприцепов массой от 750 кг. Для них регламентирована такая периодичность контролирования исправности техники, как:

  • 1 раз в 2 года — для прицепов, возраст которых превышает 3 года;
  • 1 раз в год — для прицепов, старших 7 лет;
  • 1 раз в 6 месяцев, если авто с устройством используются для перевозки опасного груза.

Оформление ДТП по европротоколу

Схема оформления дорожного происшествия с участием одного или нескольких автомобилей с прицепными устройствами проводится по общей схеме с привлечением представителей дорожной службы или по европротоколу.

Вызывать сотрудников ГИБДД придется в случае, если:

  • у одного из участников в полисе нет упоминания о специфике его эксплуатации;
  • причинен вред здоровью или жизни людям, которыми могут быть водители, пассажиры или просто пешеходы;
  • возникли споры относительно определения виновного.

Во всех остальных случаях можно оформлять протокол. Если в аварии участвовала машина с прицепом, что не оговорено в страховке, то прежде, чем принимать решение оформлять ее по упрощенной схеме, следует разобраться, нужна ли страховка на прицеп к легковому автомобилю в конкретном случае. Неправильная фиксация ДТП может стать причиной отказа в компенсационной выплате.

Что надо знать, при поездке на машине с прицепом за границу

Страховать конструктивный элемент на легковой автомобиль частного лица не обязательно только в России. Планируя покидать страну, следует поинтересоваться законами государства, в которое планируется поездка и узнать, нужно ли оформлять ОСАГО на прицеп, и, если нужно, привести свой полис в порядок.

Резюме:
  1. ОСАГО не оформляется на прицеп к авто, находящемуся в собственности физического лица.
  2. Эксплуатация с прицепным устройством грузового транспорта или авто любого вида, числящегося на балансе субъекта хозяйствования в статусе юридического лица, возможна при наличии соответствующей отметки в полисе.
  3. Аварии с участием машин с прицепами и без них оформляются идентично.

Добавить комментарий