Прицеп считается полноценным транспортным средством и поэтому у страхующих свой автомобиль лиц возникает вопрос, как в страховке учесть риски, связанные с его эксплуатацией. Он разъясняется в нормативных актах, в которых определено, в каких случаях конструктивный элемент должен быть учтен в ОСАГО.
Содержание
Причины споров об автогражданке на прицеп
Несмотря на то, что прицепное устройство идентифицируется как отдельное транспортное средство, в эту категорию его сложно отнести, поскольку самостоятельно устройство не может передвигаться. Это стало причиной сомнений страхователей в том, нужно ли учитывать в автогражданке, что машина будет использоваться с дополнительным конструктивным элементом. Эта тема конкретизируется законом, в котором регламентированы обстоятельства, когда нужен ОСАГО на прицеп.
Как узнать, нужно ли ОСАГО
При возникновении сомнений в том, нужно ли страховать прицеп, следует обратиться в страховую компанию для получения консультации. Должна быть возможность предоставить информацию, по которой определяется необходимость включения в ОСАГО сведений об используемом конструктивном элементе:
- статус обладателя техники — субъект хозяйственной деятельности или физическое лицо;
- вид машины;
- вес техники;
- тип целевого использования.
Виды машин, с которыми прицепы должны быть вписаны в ОСАГО
В полис не нужно вписывать информацию о том, что машина эксплуатируется с прицепным устройством, если она легковая с базовыми характеристиками и принадлежит частному лицу. Если ее весовые показатели превышены или она находится на балансе субъекта хозяйствования, то ее будет необходимо вписать. В ОСАГО также придется вписать конструктивное устройство, которое крепится к грузовику.
В ФЗ №40 от 25.04.02 г. определено, что граждане могут пользоваться без ограничения машиной с прицепом, а риски гражданской ответственности при этом полностью покрываются стандартным ОСАГО. В ситуации, когда оно все же нужно, полис оформлять отдельно не придется. После уведомления страховой компании о том, что машина будет эксплуатироваться с конструктивным элементом, его представители оформят полис с соответствующей записью в графе «Особые отметки». При оформлении е-ОСАГО она формируется автоматически после заполнения поля запроса информацией о прицепе.
Для легкового автомобиля
Используемые частными лицами прицепы к легковым авто можно не упоминать при покупке ОСАГО при условии, что вес прицепного устройства вместе с транспортным средством не будет превышать 3,5 т. Однако если машина и прицепное устройство принадлежат юридическому лицу или его снаряженная масса превышает регламентируемые отметки, то полис придется покупать.
Для грузовой машины
Владельцы грузового транспорта, эксплуатируемого с прицепом, должны включить запись в ОСАГО о таком формате использования авто. Такие обязательства актуальны для собственников фур, в которых прицеп находится в состыковке с тягачом, а также если у грузовика разрешенная максимальная масса свыше 3,5 тонн. Покупать отдельный полис на прицеп нужно при планировании покидать территорию страны.
Специфика оформления полиса
Если разбираясь, нужно ли страховать прицеп к грузовому автомобилю или к его легковой модификации, выяснилось, что да, то это не значит, что на конструктивное устройство нужно оформлять отдельную страховку.
В полисе просто делается отметка о том, что управление транспортом осуществляется в связке с техникой. В нем не конкретизируются его параметры и характеристики. Поэтому страхователь может менять прицепы, и ему при этом не нужно будет тратить время на внесение изменений в ОСАГО.
Стоимость ОСАГО
Стоимость страхового полиса зависит от факторов, в которых заложены риски страховой компании, связанные с вероятностью наступления страхового случая. До 2020 г. эксплуатация авто с конструктивным элементом увеличивала ее, что учитывалось в поправочном коэффициенте Кпр. Его величина зависела от:
- вида конструктивного элемента – прицеп, полуприцеп, прицеп-роспуск или прицеп для спецмашин:
- грузоподъемности прицепа;
- статуса автовладельца.
В 2020 г. этот коэффициент был отменен.
Пример
Определим цену страховки, приобретаемой в компании, установившей страховую ставку в 3 000 рублей для водителя с шестилетним стажем вождения, которому 34 года. Характеристики машины: 600 л.с., оснащена прицепом, зарегистрирована в Якутске.
Вычисление стоимости проводится по формуле ТБ Х КТ Х КБМ Х КВС Х КО Х КМ Х КС, где:
- ТБ = 3 000 рублей (регламентировано страховщиком);
- КТ = 1,16 (авто и прицеп поставлены на учет в Якутске);
- КВС = 1,04(характеристики водителя, в которых заложены его возраст и стаж);
- КМ = 1,6 (соответствует мощности);
- КБМ = 1,17 (соответствует 3 классу, который был присвоен водителю по его навыкам вождения);
- КО = 1;
- КС = 1.
Произведем вычисления 3 000 Х 1,16 Х 1,04 Х 1,6 Х 1,17 Х 1 Х 1 = 6 775 рублей.
Надо ли проходить техосмотр на прицеп
Также как и все транспортные средства, прицепное устройство нужно регистрировать. После его покупки вопрос с постановкой на учет должен быть решен в срок 10 дней. В законе предусмотрены обязательства собственника прицепа контролировать его техническое состояние, определяющее безопасность эксплуатации, что проводится в рамках процедуры техосмотра, по итогам которой оформляется диагностическая карта. Они актуальны для физических лиц, эксплуатирующих конструктивные элементы с грузоподъемностью свыше 3,5 т, а также для юридических лиц, являющихся обладателями прицепов и полуприцепов массой от 750 кг. Для них регламентирована такая периодичность контролирования исправности техники, как:
- 1 раз в 2 года — для прицепов, возраст которых превышает 3 года;
- 1 раз в год — для прицепов, старших 7 лет;
- 1 раз в 6 месяцев, если авто с устройством используются для перевозки опасного груза.
Оформление ДТП по европротоколу
Схема оформления дорожного происшествия с участием одного или нескольких автомобилей с прицепными устройствами проводится по общей схеме с привлечением представителей дорожной службы или по европротоколу.
Вызывать сотрудников ГИБДД придется в случае, если:
- у одного из участников в полисе нет упоминания о специфике его эксплуатации;
- причинен вред здоровью или жизни людям, которыми могут быть водители, пассажиры или просто пешеходы;
- возникли споры относительно определения виновного.
Во всех остальных случаях можно оформлять протокол. Если в аварии участвовала машина с прицепом, что не оговорено в страховке, то прежде, чем принимать решение оформлять ее по упрощенной схеме, следует разобраться, нужна ли страховка на прицеп к легковому автомобилю в конкретном случае. Неправильная фиксация ДТП может стать причиной отказа в компенсационной выплате.
Что надо знать, при поездке на машине с прицепом за границу
Страховать конструктивный элемент на легковой автомобиль частного лица не обязательно только в России. Планируя покидать страну, следует поинтересоваться законами государства, в которое планируется поездка и узнать, нужно ли оформлять ОСАГО на прицеп, и, если нужно, привести свой полис в порядок.
- ОСАГО не оформляется на прицеп к авто, находящемуся в собственности физического лица.
- Эксплуатация с прицепным устройством грузового транспорта или авто любого вида, числящегося на балансе субъекта хозяйствования в статусе юридического лица, возможна при наличии соответствующей отметки в полисе.
- Аварии с участием машин с прицепами и без них оформляются идентично.