Оплачивая страховые услуги, страхователь имеет право на качественный сервис на всех этапах обслуживания. Однако на практике проблемы могут возникнуть не только при урегулировании убытка, но и при оформлении ОСАГО на автомобиль. В этой статье мы узнаем, куда жаловаться на страховую компанию, разберемся, как оформить жалобу и в каком случае придется прибегнуть к юридической помощи.
Содержание
Куда пожаловаться на страховую компанию по ОСАГО
Жалоба на страховую компанию оформляется в Российский Союз Автостраховщиков и в Службу защиты прав потребителей финансовых услуг Центрального Банка. Более подробную информацию о надзорных организациях можно узнать на обратной стороне ОСАГО. Из полиса можно узнать контактные данные для обращения и порядок обжалования действий и решения страховщика.
Обращение в контролирующие органы оформляется в бумажном или электронном виде. В первом случае составляется письмо, которое направляется в офис Российского Союза Автостраховщиков, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Люсиновская, дом 27, строение 3. Его можно отсканировать и вместе с оцифрованными версиями сопроводительной документации отправить по одному из адресов электронной почты РСА, которые указаны на официальном сайте организации:
- request@autoins.ru;
- rsa@autoins.ru.
Жалоба может быть подана в региональное отделение российского Центрального Банка. Ее лучше отправлять заказным письмом с уведомлением. Такой формат обращения позволит точно зафиксировать дату поступления письма в надзорный орган. Узнать его почтовый адрес можно на официальном сайте, где нужно выбрать филиал, расположенный в области, крае или республике проживания заявителя.
Основания для жалоб на страховщика
Основанием для обращения в надзорный орган с жалобой на страховую компанию является нарушение ею законодательных норм в процессе взаимодействия с клиентами или при вынесении решений, а также в результате бездействия страховщика или превышения им полномочий. Разбираться с вопросом о том, куда жаловаться на страховую компанию по ОСАГО нужно в ситуациях:
- навязывания дополнительных услуг с целью повышения показателей прибыльности — может выражаться в предоставлении возможности купить ОСАГО при условии оформления другого плана страховых услуг;
- отказ в оформлении страховки по причине отсутствия бланков полиса и договоров или без ее объяснения, что может быть связано с нежеланием сотрудничества с физическим лицом, зарекомендовавшим себя как аварийный водитель;
- завышение стоимости ОСАГО за счет неправомерно примененных надбавок к основному тарифу и занижения коэффициента скидок;
- обнуление коэффициента бонус-малус по причине некорректных действий представителей страховщика;
- занижение компенсационных выплат — после попытки решения вопроса в претензионном формате, страхователь может обращаться в судебные инстанции, минуя РСА и ЦБ РФ;
- затягивание сроков вынесения решения о возмещении ущерба за счет требования доукомплектовать пакет документации бумагами, на оформлении которых нужно много времени;
- отказ в приеме заявления на выплату компенсации или в расторжении договора — обычно обосновывается страховой компанией предоставлением неполного комплекта документов и требованием бумаг, которые не входят в базовый перечень;
- создание таких условий, в которых получение возмещения затрудняется — за счет необоснованного требования дополнить пакет документации;
- расположение пунктов по урегулированию убытков в местах со сложной транспортной развязкой, что затрудняет оформление страхового случая;
- некачественно проведенный ремонт по направлению страховой компании, стоимость которого была ею оплачена;
Причиной обращения в РСА может стать сложности в получении услуг ввиду технических неполадок на сайте, сбоев в программном сервисе, через который осуществляется оформление полиса. Они могут привести к обнулению скидки за безаварийную езду. Восстановить ее получится в формате жалобы на сервис.
Российский союз автостраховщиков — учреждение, которое регулирует взаимоотношения клиента и страховщика. При этом цель создания РСА — это защитить права клиента.
Жалоба на страховую компанию в РСА составляется, если компания:
- отказывает в выплате компенсации пострадавшему в ДТП автолюбителю;
- отказывается применять при расчете страховой премии корректный КБМ или специально его аннулировала;
- нарушает сроки выплаты компенсации;
- отказывает в оформление ОСАГО или продление срока действия действующего бланка, при наличии лицензии;
- обязывает оформить помимо ОСАГО дополнительные услуги;
- отказывает в приеме или предоставление документов (к примеру, не принимает заявление на расторжение ОСАГО);
- занизила сумму выплаты.
Кто может жаловаться на страховщика
Подать жалобу на страховщика на несоответствие сервиса по ОСАГО законодательным требованиям может страхователь. Если проблема со страховой компанией имеет отношение к компенсационным выплатам, то правом оформлять претензии наделяется пострадавший в ДТП участник, который не является ее клиентом.
Электронное обращение
Для удобства клиентов запрос в РСА можно сделать в режиме реального времени, через форму «Обратная связь».
Для этого следует:
- войти на официальный сайт РСА;
- выбрать раздел «Обратная связь»;
- указать ФИО, телефон для обратной связи, адрес электронной почты и цель обращения;
- прикрепить заполненное заявление;
- отправить на рассмотрение.
В РСА жалоба на страховую компанию, которая отказала в выплате, заполняется в другой форме. Для подачи обращения следует войти в раздел:
- обратиться в РСА;
- управление организации компенсационных выплат РСА.
В открывшемся разделе следует также загрузить бланк заявления, в котором отражена цель обращения и указать координаты для обратной связи.
Правила написания заявления
Узнать, как оформить обращение в надзорные органы можно на их официальных сайтах. РСА и ЦБ РФ подробно разъясняет алгоритм действий страхователя, а также предоставляет им возможность скачать бланк заявления, который можно распечатать. В него нужно внести информацию:
- идентифицирующую личность заявителя, его контактные данные и почтовый адрес с индексом;
- сущность претензии;
- номер и дата оформления ОСАГО и делопроизводства виновника ДТП и пострадавшего;
- дата составления заявления и подпись заявителя, подтверждающая достоверность предоставленных данных и разрешение на обработку персональной информации.
Содержимого заявления должно быть достаточно, чтобы специалисты надзорного органа разобрались с ситуацией и приняли обоснованное решение.
Перед подачей жалобы нужно попытаться решить вопрос в претензионном формате. Для этого следует обратиться в страховую компанию с претензией и предложением урегулировать вопрос по договоренности. Отсутствие ответа на обращение или отказ в требовании будет являться подтверждением факта нарушения закона и прав страхователя или потерпевшего в ДТП лица. Без этого этапа будет сложно доказать неправомерность действия страховщика.
Вы можете скачать шаблон прямо сейчас, внести персональные сведения и подать жалобу в РСА.
Что делать при отказе
Что делать, если спустя 60 дней РСА не дает ответ? В таком случае решить вопрос можно несколькими способами.
Действия при отказе:
- Написать обращение в Центральный банк. Проще всего направить электронную жалобу, к которой приложить документы, подтверждающие, что РСА не оказал помощи.
- Обратиться в суд. Это проблематичный вариант решения вопроса. Потребуется потратить время, составить претензию.
Куда жаловаться на страховую компанию
Жалоба на страховую компанию оформляется после попытки урегулировать с ней проблему в претензионном формате. Если у страхователя не получилось решить вопрос мирным способом, то ему придется обращаться в вышестоящие инстанции — в Российский Союз Автостраховщиков или в Центральный Банк Российской Федерации. В ситуации, когда урегулирование проблемы находится не в компетенции этих надзорных органов, то нужно обращаться в судебные инстанции.
Преимущества квалифицированной юридической помощи
Результат обращения в надзорные органы зависит от правильности оформления жалобы. Причина обращения и требования заявителя должны быть наглядны. Поэтому рекомендуется привлечь к вопросу урегулирования проблемы в сотрудничестве со страховой компанией юриста. Он составит необходимые документы и будет сопровождать клиента на протяжении всего периода делопроизводства.
В каком случае стоит звать юриста
Когда решение возникшей проблемы в результате взаимодействия физического или юридического лица со страховщиком в рамках страхового договора, не в компетенции Российского Союза Автостраховщиков или ЦБ РФ, придется обращаться в судебные инстанции — в Арбитражный или Третейский суд. Такое развитие ситуации обусловлено нарушением прав страхователя или потерпевшего, которые предусмотрены действующим законодательством, охватывающим вопросы обязательного страхования гражданской ответственности водителя, или договорными отношениями.
Поскольку обращение в суд требует грамотного оформления документов, то без помощи юриста, будет сложно обойтись. Правильно составленные претензия и исковое заявление помогут урегулировать вопрос в пользу истца. Они могут стать основанием для инициации проверки страховщика надзорными органами, а также для принятия мер к страховщику.
Сроки рассмотрения жалобы
Оформленная претензия по ОСАГО в страховую компанию рассматривается на протяжении 10-дневного срока, по истечению которого должен быть дан ответ. Жалоба в РСА рассматривается 30 дней. Этот же срок актуален и для рассмотрения поданных бумаг в Центральный Банк РФ. В ситуации, когда отраженные в жалобе обстоятельства требует уточнения, срок ее рассмотрения может быть увеличен еще на 30 дней. Они понадобятся на подготовку дополнительной документации по запросу надзорного органа.
- Если страховая компания нарушает требования закона или свои обязательства по полису, то на нее можно подать жалобу в надзорные органы.
- Жалоба на страховщика может быть оформлена в Российский Союз Автостраховщиков, в Центральный Банк РФ или в судебные инстанции.
- На рассмотрение жалобы надзорным органом выделяется 30 дней, которые могут быть продлены, если обстоятельства дела требуют уточнения.